Типы поведения, темперамент
и характер ребёнка
Каждый ребёнок уникален и неповторим. Однако,
можно выделить несколько моделей
поведения, каждая из которых является характерной для определённой группы
детей.
В соответствии с теорией С. Гринспана
определяюся как основные и наиболее распространённые следующие типы поведения, отражающие темперамент и характер ребёнка:
- Застенчивый
- Вспыльчивый
- Избегающий
контактов
- Обидчивый
- Неуправляемый
Проведя с нашей помощью анализ поведения Вашего ребёнка Вы сможете
разобраться в том, почему, например, он капризен или неуровновешен, какие
черты его характера привели к этому или что мешает ему адаптироваться в среде
свестников. Поняв какой же он, что им движет и что мешает, Вы одновременно
при этом открываете путь к коррекции поведения ребёнка для более эффективного
его
развития
и воспитания, что значительно облегчит жизнь ребёнка и сделает Ваше общение
с ним более легким и приятным.
Пока мы остановимся на описании и анализе особенностей двух
типов
поведения детей-
застенчивого ребёнка
и вспыльчивого
ребёнка .
Позднее Вы сможете познакомиться также и с другими типами поведения
ребёнка .
Застенчивые дети
Для застенчивых детей характерно
следующее
:
*они ощущают на себе взгляд другого человека;
*чувствительны к еле слышимым или очень высоким
звукам ;
*не переносят прямых физических контактов
с другими людьми и могут на них отреагировать даже шоковым состоянием;
*многолюдье и человеческая суета их очень утомляют;
*они очень медленно и постепенно привыкают к новым
для них ситуациям и окружению.
Многим педагогам знакомы дети, которые впервые заходят в класс как
бы напуганными. Проходит несколько месяцев и ребёнок начинает привыкать к
классу-больше двигается, играет, активнее обращается к учителю за помощью.
Такому ребёнку значительно легче адаптироваться к новой среде в общении с
кем-нибудь один-на-один и, желательно, на ''защищённой'' территории-в укромном уголке.
Некоторые общие
советы для облегчения адаптации застенчивых детей:
-
Родители или педагог должны настроить (мотивировать) окружающих
на общение с ребёнком.
- Важно показать и сказать малышу, что Вы понимаете
его и что знаете о его особенностях и предпочтениях, что Вам близок язык
его мыслей и общения.
- Полезно
поощрять ребёнка рассказывать о том , как он ощущает новую для него ситуацию,
играя сдетьми, рисуя новый вид рисунка или слушая новую музыку.
- Надо дать ему понять, что не важно как
долго он идет к тому, к чему он так стремится. Важно, что он достигает цели и делает успехи!
- Надо почаще использовать невербальные приёмы
общения-улыбки, физические контакты, язык жестов(указывание пальцем или
взглядом). При этом необходимо контролировать уровень комфортности у ребёнка и все изменения в настроении для того,
чтобы шумовой фон и количество физических контактов не оказывали на него
травмирующего влияния.
- Поощрять
его самостоятельную игру с куклами или машинками , но не играть вместо него.
- Помочь ему придумать или организовать игру с
агрессивным мотивом (что очень трудно для таких детей) такую, чтобы волк,
например, напал на трёх поросят, а солдаты-на вражеских солдат.
- Помочь ему с помощью игр и Вашего повседневного общения научиться отстаивать своё мнение и быть настойчивым и даже
в меру упрямым.
- Если Ваш ребёнок испытывает чувство страха, например,
перед расставанием с близкими,
то нужно использовать такие случаи и попытаться помочь ему справиться со страхом, почувствовать опору и
поддержку в лице взрослых, а, главное,
уверенность в себе.
- Поощрять проявления инициативы и способности
контролировать ситуацию.
- Большой ошибкой со стороны родителей или воспитателей было бы ''бросить его в воду'',
чтобы он ''выплывал'' сам -он может быть испуган и даже подавлен, а также
потеряет доверие к своим близким.
- Не оставлять ребёнка без
внимания. Не следует ждать, когда он ''созреет'' сам. Он же, как страус,
предпочтёт зарыться с головой в песок.
Итак, ключом для развития застенчивого
и сверхчувствительного ребёнка должны быть располагающее понимание и поддержка
со стороны близких, а, также, с учётом его сверхосторожности и фокусирования
внимания на деталях, очень постепенная коррекция его поведения.
Вспыльчивые дети
Вспыльчивых детей характеризует:
*Очень легко огорчаются
и сердятся, при этом активно пытаясь изменить то, что им не нравится через
моторный (двигательный) акт. Предпочитают действовать, нежели думать и говорить.
Им придётся много тренироваться, чтобы облекать свои мысли в словесную форму.
*Некоторые дети, даже
груднички, склонны использовать мышцы и моторную систему, чтобы высвободить
свою отрицательную энергию. У них наблюдается чрезмерная моторная активность,
они могут стучать руками, ногами и, даже, головой об пол. Эти действия
ребёнка создают шумовой эффект, который необходим, как ему кажется, для
усиления степени воздействия.
*Ребёнок сосредоточен
на двигательной активности, на своей моторной
системе, воспринимает мир и понимает его лучшим образом через движения.
Он ведёт себя так, как будто пытается втиснуть весь огромный мир внутрь
маленькой ракушки.
*Ребёнок любит эксперименты.
Он ''прыгает в воду'' первым, а затем смотрит куда прыгнул.
Он начинает обычно с энтузиазмом, но часто не заканчивает работу или
игру, так как удовлетворён своей двигательной активностью и не задумывается
о цели действия.
*Если игра не работает,
он захочет её сломать; если родители не делают то, что он хочет,
он ударит их головой или толкнёт. Может отобрать у другого ребёнка игрушку,
ущипнуть и толкнуть так, чтобы тот упал.
*Ребёнок не чувствителен к другим, предпочитает
отдаляться от людей, часто не уверен в себе, испытывает страх остаться
одному, страх перед разочарованием.
*Нуждается в
большом и свободном физическом пространстве. Очень плохо себя чувствует в
тесноте при физических контактах с людьми, даже когда и не сталкивается с
другими детьми.
Часто родители ребёнка опускают
руки, прощают и разрешают ребёнку всё, боясь показаться
ворчливыми в глазах окружающих.
При этом внутреннее напряжение и дискомфорт в семье усиливаются. Но потом, видя возросшую
опасность для ребёнка и для своих отношений с ним, родитель неожиданно
взрывается и пугает малыша, а затем, переполненный чуством вины, пытается
искупить её вновь через всепрощение.
Некоторые
рекомендации родителям по воспитанию вспыльчивого ребёнка:
- Родители должны очень чётко
обозначить рамки дозволенного для ребёнка и ни при каких обстоятельствах
не снижать свои требования, а, наоборот, иногда в силу необходимости и усиливать
их, используя при этом для подкрепления лишь силу голоса и жесты. Степень
реакции и сила голоса взрослого должна быть пропорциональна отрицательному
поведению ребёнка.
- Чем старше ребёнок,
тем больше взрослый должен использовать силу убеждений и запретов в речевой
форме, и меньше-физические ограничения и преграды.
- Чем активнее родители
с самого начала устанавливали рамки дозволенного, тем меньше им придётся потом бороться с отрицательными
формами поведения ребёнка для коррекции его характера.
- Родитель должен
удерживать ситуации по контролем и использовать каждую из них как возможность
обучения ребёнка, ходя это довольно трудно и требует больших затрат усилий
и энергии.
- Часто дети не воспринимают речь взрослых из-за затруднений
в переработке слуховых стимулов. Они обнаруживают, что проще понять самого себя, нежели другого. Им необходима тренировка в двусторонней коммуникации
через жесты, поведение а затем через идеи и речь.
- В возрасте 2,5
года ребёнок учится конструктивным образом выражать свои чувства с помощью
словесных выражений и, понемногу, начинает справляться с приливами злости.
- Частая ошибка, которую
допускают родители ребёнка-это его ''изоляция'' с требованиями ''замолчать''
и ''сидеть тихо''. Наоборот, необходимо вовлекать малыша в разговор, спрашивать,
что чувствует и как думает. Надо помочь ему выразить свои чувства, такие
как злость, разочарование, избыток чувств, более абстрактным способом-через
речь и идеи.
- Необходимо сглаживать
агрессивность ребёнка и использовать альтернативные пути для удовлетворения
его нужд.
- У ребёнка должно быть чёткое
представление о требованиях взрослых. Тогда он сможет, по мере взросления,
предвидеть и даже просчитывать различные жизненные ситуации и менять тип
своего поведения в зависимости от них, а значит и в более полной мере удовлетворять
свои потребности.
Все возникшие
у Вас по этим темам
вопросы адресуйте на
наш
e-mail.